Технология моделирования производственных ситуаций как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль профессиональных организаций, как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Одной из главных целей в развитии нашего региона по мнению губернатора Владимирской области Сипягина В.В. является развитие профессионального образования и повышение качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Поэтому моя основная цель как мастера производственного обучения состоит в том, чтобы создать условия для успешного формирования профессиональных компетенций у обучающихся. Для этого я использую различные инновационные технологии. Одна из наиболее эффективных и приемлемых для производственного обучения является технология сотрудничества. Она обеспечивает перспективность социально - профессиональной реализации будущего специалиста через гармоничное и бесконфликтное взаимодействие в социальной среде профессиональной деятельности. Так, современный рабочий должен обладать умениями работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентами, взаимодействовать со всеми участниками профессиональной среды по различным линиям сотрудничества.
Одним из ярких проявлений данной технологии в моей работе является применение сварочного стола для сварки пластин и труб во всех пространственных положениях, который способствует формированию мотивации изучения профессионального цикла и профессиональных компетенций обучающихся, активизирует мыслительную деятельность, улучшает организацию рабочего места, сокращает время вспомогательных операций, существенно и наглядно повышает производительность сварки и культуру труда.
Отсюда сложилась моя педагогическая идея – сотрудничество педагогов и обучающихся на основе взаимного уважения и доверия, позволяющего выпустить по окончании обучения квалифицированных работников, социально-мобильных, адаптирующихся к рынку труда, способных к самореализации, умеющих планировать, прогнозировать и оценивать свои результаты, осмысливать свои действия, исследовать, экспериментировать.
Ивонтьев А.А.